25.04.2023 15:42, Редакция: 16.04.2023 15:42
Новости.
Просмотров всего: 11484; сегодня: 2.

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские пионеры воздухоплавания в XIX столетии предлагали свои необычные и интересные проекты аэростатов на паровой тяге.

«Воздушный локомотив» Р.А. Черносвитова.

Рафаил Александрович Черносвитов (1810-1868) родился в Ярославской губернии, в семье дворянина. Служил в армии, с 1826 г. находился в войсках, направленных против восставшей Польши, был ранен и потерял ногу. Черносвитов занимался устройством машин для промывки золота на промыслах, входил в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу.

Вместе с Ф. М. Достоевским был членом революционного кружка «петрашевцев». Еще задолго до ареста Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости (Корела, Кексгольм, Кякисалми, а сегодня Приозерск – Ленинградская область) Черносвитов продолжал работу.

Вскоре после освобождения он опубликовал в журнале «Морской сборник» за 1857 год статью «О воздушных локомотивах», которая была написана, в основном, во время заключения автора в Кексгольме. В этой работе Черносвитов с помощью расчетов и чертежей доказывал возможность создания управляемого аэростата длиной 75 м и диаметром 6 м.

Летательный аппарат по проекту Черносвитова имел цилиндрическую форму с двумя острыми концами (рис. 2.4). В качестве двигателя предполагалось использовать паровую машину облегченного веса, которую сконструировал он сам. Он рассчитывал получить с помощью своей машины и воздушных винтов скорость движения аэростата 9 м/с. Паровая машина помещалась в лодке (гондоле) его управляемого аэростата. Устройство котла этой машины осталось тайной изобретателя.

В условиях России того времени Р. А. Черносвитов не мог осуществить свой проект, требующий значительных финансовых затрат. Его труды использовал Александр Федоров.

Полусферический аэростат Н. М. Соковнина.

Соковнин Николай Михайлович, морской офицер, родился в 1811 г., участник обороны Севастополя 1854-1856 гг. - командир 4-го бастиона. В 1859-1867 годах был комендантом Феодосийского военного порта. С 1882 года работал в Морском министерстве [14].

После двухмесячного пребывания в Херсонском морском госпитале, в связи с окончанием боевых действий, капитан 1 ранга Соковнин получил годичный отпуск «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову». В это время он обратился к увлечению «юности туманной».

Тогда молодой лейтенант Соковнин, командир сторожевого корабля «Струя», наблюдая за птицами, вознамерился разгадать тайну их полёта. В 1841 г. находясь в плавании в районе Дарданелл, Соковнин «беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев. Срисовывал их, удивляясь разным подробностям покроя этих парусов». В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: «Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев». Он правильно оценил значение парения птиц для полета, предвосхитив работы О. Лилиенталя и Н. Е. Жуковского.

Критически изучив предшествующие опыты, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета.

Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор опубликовал свой проект дирижабля и высказал мысли по практическому применению воздушных кораблей. Н. М. Соковнин предлагал построить полусферический аэростат, (рис. 2.5) плоский снизу, применить жесткий корпус из тонкостенных металлических труб, разделенный на двенадцать отсеков, наполненных аммиаком. Легкий негорючий газ должен был только облегчить своей подъемной силой вес конструкции в воздухе. А летать предполагалось за счет мощной реактивной струи воздуха, которую засасывал из атмосферы специальный двигатель-насос, а потом выталкивал по бокам аппарата из специальных сопел.

Будучи горячим патриотом своей Родины, адмирал говорил, что «…прежде, нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит вначале сделать все возможное для нашего соотечественника» [14]. Н. М. Соковнин скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии. По завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. В честь выдающегося земляка в сентябре 2002 года в Феодосии был открыт памятник Н. М. Соковнину.

Автор: Гусев Ю.А.



Источник: Наука и техника
Источник: Наука и техника

Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника
Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника

Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника
Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника

Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника
Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12077 публикаций
Сайт: naukatehnika.com/rossijskie-parovyie-aerostatyi-xix-veka.html
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...