09.08.2022 10:17
Документы.
Просмотров всего: 7141; сегодня: 8.

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

В Автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) будет использоваться только российское программное обеспечение. Обновлённые требования к системе и защите содержащейся в ней информации утверждены постановлением, которое подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Они начнут действовать с 30 октября 2022 года.

Речь идёт о защите системы от возможных санкций со стороны недружественных государств и безопасности персональных данных россиян, бронирующих билеты на внутренние рейсы.

Согласно обновлённым требованиям исключительные права на АИС ОВП должны принадлежать либо государству, либо организации, среди учредителей и руководителей которой нет иностранцев или россиян с двойным гражданством. Кроме того, автоматизированная система и все её элементы не должны иметь функций принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Решение позволит избежать сбоев в воздушных перевозках, которые могут возникнуть, если собственники зарубежных информационных систем введут ограничения на их использование.

Гарантийное обслуживание АИС ОВП будут вести только российские организации, а её базы данных, серверы и другая технологическая инфраструктура будут размещаться исключительно на территории России.

Напомним, что к концу октября 2022 года ведущие российские авиакомпании должны интегрировать свои системы бронирования авиабилетов с АИС ОВП.

Постановление от 8 августа 2022 года №1393 опубликовано на сайте Правительства РФ.

Текст документа:

Правительство Российской Федерации

Постановление от 8 августа 2022 г. № 1393, Москва

Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования и изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования.

2. В абзаце первом пункта 304 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6600; 2017, № 52, ст. 8168; 2021, № 30, ст. 5801), слово "дополнительным" исключить, слова "постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" заменить словами "Правительством Российской Федерации".

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 955 "Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 31, ст. 4628);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 685 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 955" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 20, ст. 3361).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 30 октября 2022 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

 

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 г. № 1393

Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования

1. Настоящий документ в части определения требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее - автоматизированная система) и системам (компонентам), входящим в состав автоматизированной системы, а также к операторам автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, разработан с учетом положений, установленных Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".

Настоящий документ определяет требования к автоматизированной системе, в том числе входящим в состав автоматизированной системы системам (компонентам), как к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в части состава и функциональных характеристик программного обеспечения, обеспечивающего осуществление пользователями оформлений воздушных перевозок, выполняемых российскими авиаперевозчиками (далее соответственно - пользователи, перевозчики).

2. Автоматизированная система как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должна обеспечивать:

а) суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированной системы организациями - резидентами Российской Федерации;

б) защиту персональных данных пассажиров от несанкционированного использования в целях, отличных от целей оформления воздушных перевозок и целей оказания дополнительных услуг пассажирам;

в) реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

г) хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;

д) бронирование и продажу (оформление) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов;

е) регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.

3. В состав автоматизированной системы должны входить в том числе:

а) справочные информационные системы;

б) инвенторные системы бронирования;

в) системы регистрации пассажиров и багажа;

г) автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;

д) системы взаиморасчетов.

4. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов, другой информации, необходимой для обеспечения работы автоматизированной системы, и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти.

5. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:

а) ввод и корректировку информации о расписании движения воздушных судов, тарифах и сборах, об условиях применения тарифов и сборов, о компоновке воздушных судов и другой информации, касающейся условий воздушной перевозки;

б) размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;

в) предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;

г) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;

д) процессы ввода, обработки, изменения информации инвенторной системы бронирования, в том числе информации о расписании движения воздушных судов, квотах доступных к продаже мест, компоновке воздушного судна, а также процессы управления этой информацией;

е) процессы создания, изменения, удаления записей о пассажирах;

ж) оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования;

з) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов.

6. Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвенторных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:

а) процедуру регистрации пассажиров и багажа;

б) процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;

в) процедуру контроля посадки пассажиров;

г) процедуру центровки воздушного судна;

д) подготовку документации для экипажа воздушного судна.

7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:

а) предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;

б) взаимодействие с инвенторными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы перевозчиков и последующего бронирования воздушных перевозок и оформления перевозочных документов;

в) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования;

г) процессы формирования справочной информации о географических объектах, перевозчиках, расписании движения воздушных судов, вариантах перелетов, тарифах, сборах и другой справочной информации для целей предоставления такой информации пассажирам;

д) процессы создания, изменения, удаления информации о бронировании воздушных перевозок в виде записей о пассажирах;

е) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов в автоматизированных распределительных (дистрибутивных) системах и инвенторных системах бронирования.

8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:

а) выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;

б) предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;

в) проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.

9. Для автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, устанавливаются следующие основные требования:

а) сведения об используемых для организации внутренних воздушных перевозок автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

б) исключительные права на автоматизированную систему и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, на территории Российской Федерации и иных государств на весь срок действия исключительного права должны принадлежать одному либо нескольким из следующих правообладателей:

Российская Федерация;

российская организация, в высшем органе управления и составе учредителей которой не принимают участие иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также в уставном (складочном) капитале которой отсутствует прямое или косвенное участие указанных лиц (далее - российская организация);

в) автоматизированная система (в том числе все системы и сторонние компоненты, входящие в состав автоматизированной системы) и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая работу автоматизированной системы, не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа;

г) правообладатель автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должен иметь:

собственную инфраструктуру обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы, находящуюся на территории Российской Федерации и под ее юрисдикцией;

штатный персонал, обладающий достаточными квалификацией и навыками для обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы;

д) обслуживание, в том числе гарантийное, техническая поддержка и модернизация автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны осуществляться российской организацией;

е) полнофункциональное использование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в целях оформления и выполнения внутренних воздушных перевозок пассажиров должно обеспечиваться без подключения сторонних или дополнительных программных (аппаратных) компонентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

ж) базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих регистрацию пассажиров и багажа, оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая процессы создания, хранения, изменения, удаления записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов, справочные информационные системы, инвенторные системы бронирования, автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы и системы взаиморасчетов должны располагаться на территории Российской Федерации;

з) автоматизированная система и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 10 и 11 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

10. Операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, являются российские организации.

11. Организация операторами и пользователями автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

12. Операторы автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны обеспечивать:

а) осуществление процедуры регистрации и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

б) получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;

в) соответствие автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;

г) передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;

д) исключение передачи персональных данных пассажиров за пределы Российской Федерации при оформлении перевозчиками внутренних воздушных перевозок без привлечения агентов;

е) поддержание символов кириллического и латинского алфавитов при оформлении перевозочных документов.

13. Обеспечение защиты информации, содержащейся в автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, достигается реализацией мер по определению угроз безопасности информации и нейтрализации этих угроз с применением средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Указанные меры реализуются операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в соответствии с требованиями, предусмотренными техническим заданием по реализации мер в части защиты информации, и моделью угроз безопасности информации, которые должны быть согласованы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

14. Функционирование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.


Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

Уточнены требования к отечественной системе бронирования авиабилетов


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12075 публикаций
Сайт: government.ru/news/46205/
Поделиться:

Интересно:

Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной
14.10.2024 15:41 Персоны
Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной
Жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны трагически оборвалась уже в 18 лет. Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Того что ему удалось сделать за отмеренное на Земле время хватило бы на несколько героических жизней. Каманин стал самым молодым летчиком...
Рюриковичи. История Династии
14.10.2024 12:55 Аналитика
Рюриковичи. История Династии
Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и...
Героизм чеченцев на полях сражений Второй мировой войны
14.10.2024 10:03 Аналитика
Героизм чеченцев на полях сражений Второй мировой войны
С первых дней Великой Отечественной войны на всех фронтах, во всех родах войск отважно сражались воины из Чечено-Ингушетии, которые своими боевыми подвигами в битве с немецко-фашистскими агрессорами вписали немало славных страниц в героическую летопись нашей Родины. Всего к началу войны в рядах...
Будущий князь Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года в Москве
12.10.2024 09:03 Аналитика
Будущий князь Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года в Москве
Дмитрий Донской вошёл в историю как собиратель русский земель, а его имя неразрывно связано с Куликовской битвой, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в Москве. Его родителями были московский князь Иван II Красный и княгиня...
Форум «Международный день торговли – 2024»
11.10.2024 13:14 Мероприятия
Форум «Международный день торговли – 2024»
Этой осенью состоится важное и большое событие в жизни участников внешнеэкономической деятельности, которое предоставит уникальную возможность для обмена опытом и установления новых деловых контактов. Флагманский Форум Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема «МАП») «Международный день...